У вас отключен JavaScript. Сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем включить JavaScript.

Рейс задержали или отменили. Что делать?

#Полезное       2018-08-08   466

Итак, ваш рейс здорово задерживается или его вообще отменили, или, может, вы не смогли пройти на борт из-за овербукинга. Что же делать в такой ситуации? Куда бежать, на что рассчитывать? Что вообще нужно знать на такой случай?

Ваши права в этой сфере регламентируются:

• законом №60-ФЗ «Воздушного кодекса РФ»;
• приказом Минтранса РФ №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил»;
• законом «О защите прав потребителей»;
• Гражданским кодексом РФ.

Во время международных полетов будет действовать постановление Европарламента и Совета ЕС №261 «Об установлении общих правил в области компенсации пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса».

Согласно этим документам пассажиры могут требовать компенсацию за доставленные неудобства, если авиакомпания может считаться виновной.

Виновна она, если, например,:

• Рейс был отменен из-за невыгодности последнего для авиакомпании;
• Экипаж был не готов к выходу в рейс;
• Если произошел овербукинг (все мы знаем, что авиакомпании часто продают примерно на 5% билетов больше, чем вмещает самолет);
• И в любых других случаях, когда компания не может доказать, что имело место влияние обстоятельств непреодолимой силы.

Авиакомпания не виновата, если:

• Рейс задержался или был отменен из-за неблагоприятных метеорологических условий или стихийных бедствий;
• Из-за форс-мажорных обстоятельств, таких как теракт, военные действия и так далее;
• Из-за забастовок персонала аэропорта;
• Из-за требований государственных органов;

Также не забывайте, что если вы покупаете билет на чартерный рейс, то время вылета могут переносить в пределах 24 часов и никакие компенсации согласно российскому законодательству тут не предусмотрены.
В ЕС есть и другие правила, об этом дальше.

Если вас предупредили за несколько дней об изменениях в рейсе, то у вас есть 2 варианта решения проблемы:

1ый: Вам должны предложить альтернативный вариант полета, при этом пункт назначения изменяться не должен. Перелет может осуществлять та же авиакомпания или же другая, разница в стоимости билетов ложится на плечи перевозчика.

2ой вариант: вам возвращают полную стоимость авиабилета, в том числе если вы покупали билет туда-обратн6о или билет с пересадкой, но только если весь составной маршрут был приобретен у одной компании.

И не забывайте, что если вы приобретали тур, то, если из-за задержки рейса ваше путешествие стало короче, вы можете потребовать от туроператора возврата средств за неиспользованные услуги, например, вам должны вернуть стоимость проживания в отеле за этот период.

Если ваш рейс бал отменен или задержан, когда вы уже прибыли в аэропорт, то:

Вам нужно обратиться к представителю авиакомпании, и он обязан предложить вам варианты дальнейших действий. Опять же, тут вы можете рассчитывать на перелет другим рейсом или другой авиакомпанией, или рассчитывать на компенсацию.

Также вы можете получить у сотрудника документ, подтверждающий задержку рейса (обычно ставится отметка на посадочном талоне), собрать все чеки, подтверждающие понесённые вами в связи с этим расходы, и затем обратиться в адрес авиакомпании с требованием всё возместить. Если перевозчик отказывает вам, то вы имеете право обращаться в суд, закон будет на вашей стороне.

Какая компенсация вам полагается?

Суммы и правила в России и ЕС разные. Согласно нашим законам, если авиакомпания не смогла доказать свою невиновность, то пассажир может рассчитывать на 3 % от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя»), а также 25 % МРОТ за каждый час ожидания — но не более половины стоимости билета — в качестве штрафа (ст. 120 Воздушного кодекса РФ). Также вы имеете право на возврат стоимости авиабилетов или альтернативный рейс, если ваш рейс был отменен.

Евросоюз к недобросовестному оказанию услуг относится гораздо жестче. К рейсам, попадающим под действие законов ЕС относятся любые рейсы любых, в том числе русских авиакомпаний, когда аэропортом вылета является аэропорт на территории ЕС. Ну и естественно, под действие этих законов попадают все авиакомпании, зарегистрированные на территории ЕС.

В Европе, вы можете рассчитывать на компенсацию от 150 до 600 евро, размер её зависит от дальности перелета и времени задержки.

Компенсация при замене рейса в Европе за 7–13 дней до вылета
Расстояние Время выполнения рейса на замену Компенсация
любоевылет на 2- часа раньше, прилет на 4- часа позженет
до 1500 км вылет на 2+ часа раньше, прилет не более чем на 2 часа позже 125 €
прилет на 4+ часа позже 250 €
вылет на 2+ часа раньше, прилет на 2+ часа позже 250 €
1500–3500 км вылет на 2+ часа раньше, прилет не более чем на 3 часа позже 200 €
прилет на 4+ часа позже 400 €
вылет на 2+ часа раньше, прилет на 3–4 часа позже 400 €
более 3500 км вылет на 2+ часа раньше, прилет не более чем на 4 часа позже 300 €
прилет на 4+ часа позже 600 €


Компенсация при замене рейса в Европе менее чем за 7 дней до вылета
Расстояние Время выполнения рейса на замену Компенсация
до 1500 км вылет на 1+ час раньше, прилет не более чем на 2 часа позже 125 €
прилет на 2+ часа позже 250 €
1500–3500 км вылет на 1+ час раньше, прилет не более чем на 3 часа позже 200 €
прилет на 3+ часа позже 400 €
более 3500 км вылет на 1+ час раньше, прилет не более чем на 4 часа позже 300 €
прилет на 4+ часа позже 600 €

Также, в Европе, в отличие от России, компенсации полагаются и купившим чартерные авиабилеты.

Что предоставляется бесплатно при задержке рейса и в России и в ЕС?

• бесплатное хранение багажа и предоставление комнаты матери и ребенка детям до 7 лет и сопровождающим лицам;
• 2 бесплатных телефонных звонка или 2 отправки сообщений электронной почтой, а также прохладительные напитки при задержке от 2 часов;
• бесплатное горячее питание при задержке рейса от 4 часов (питание организуется каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 в ночное);
• бесплатное размещение в гостинице при задержке более 8 часов (более 6 часов в ночное время), при этом вас не могут поселить в одном номере в посторониними людьми;
• бесплатный трансфер в гостиницу и обратно в аэропорт.

Эти требования соблюдаются вне зависимости от того, произошла ли задержка рейса по независящим от авиакомпании причинам или нет. При этом, вы можете оплатить эти услуги самостоятельно, если авиакомпания их по каким-то причинам не предоставляет, и требовать компенсации по сохраненным чекам.

В Европе при задержке рейса более чем на 5 часов, вы вправе потребовать возврата денег за билет и даже доставки вас обратно в исходную точку маршрута. Кроме того, независимо от времени задержки пассажир может предъявить авиакомпании претензии за понесенный ущерб и обратиться в суд, если компания отказала в возмещении.

Как добиться компенсации? Куда жаловаться?

Вы можете подать претензию прямо в аэропорту представителю авиакомпании. Если представителя там нет, то, теоретически, можно написать жалобу через сайт перевозчика, но, бывает, такие письма игнорируются. Так что лучше отправить претензию заказным письмом на адрес компании с описью вложений. Это поможет вам в случае необходимости идти в суд, перевозчик не отвертится.

К заявлению нужно приложить все чеки – доказательства понесенных расходов, справку об изменении рейса или сам билет с пометкой о задержке или отмене, плюс сюда же можете включить и другие понесенные расходы, например, билет на матч, на который вы не успели или приглашение на свадьбу (вы можете требовать и возмещение морального ущерба, не забываете).

В России действует 126 статья Воздушного кодекса РФ, согласно которой любые претензии перевозчику можно предъявлять в течении 6 месяцев со дня изменения рейса.

В Европе действует Монреальская конвенция, согласно ей, претензии принимаются в течении 2 лет, в Великобритании – в течении 6.

Россия, кстати, присоединилась к Монреальской конвенции, но пока на практике в лучшую сторону для пассажиров ничего не изменилось. Если у вас есть информация об обратном – напишите комментарий.

У авиакомпании есть 30 дней с момента получения письма, чтобы вынести решение по вашей претензии. Если этого не случилось, или если компания ответила отказом, вы можете собирать необходимые документы (исковое заявление, счета, билеты, вашу претензию, ответ представителей компании на неё и так далее) и идти в суд.

Если в юридических вопросах вы плаваете, то можете обратиться в организации, которые специализируются на таких случаях. Вам придется отдать им небольшой процент от компенсации, которую вы получите, но игра стоит свеч.

Понравилось? Поделись с друзьями!